Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

</div>
</div><div class=

</div>
</div><div class=

</div>
</div></td><td class=

Ресурсный класс

О присвоении статуса инновационной площадки ГАУДПО ЛО "ИРО"

О создании психолого-педагогического консилиума

 

Инклюзия в образовательной среде.

Основная цель инклюзивного образования — создание благоприятных условий обучения для детей с ограниченными возможностями здоровья, которые обеспечат им адаптацию и включение в общество. Обучение в ресурсном классе позволяет реализовать право особого ребенка на получение общего образования совместно с типично развивающимися сверстниками.

Ресурсный класс — это специальная образовательная модель, которая предполагает инклюзивное образование и индивидуальное обучение детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) или другими ментальными нарушениями. Ресурсный класс обеспечивает право на образование любому ребенку и позволяет организовать обучение каждого ученика в наиболее благоприятной для него среде в соответствии с его особыми образовательными потребностями и возможностями.

Что такое ресурсный класс?

Понятие «ресурсный класс» может быть использовано в разных значениях. Это может быть «группа учеников», которые испытывают различные сложности при освоении образовательной программы в условиях общеобразовательного класса. В этом случае школьники зачисляются в обычные классы школы.

Ресурсным классом может также называться пространственная зона, в которой сосредоточены максимально возможные для образовательной организации ресурсы (организационные, средовые, кадровые), которые способствуют инклюзии ребенка с аутизмом или с другими ментальными нарушениями в школьную среду.

В нашей стране в большинстве случаев ресурсные классы в образовательных организациях открываются по инициативе родителей особых детей. Родители объединяются в инициативные группы и формируют запрос на создание в школе специальных условий обучения.

При организации ресурсного класса учитываются следующие условия:

  1. готовность образовательной организации создать специальные образовательные условия для детей с аутизмом/ментальными нарушениями; 
  2. наличие или создание команды специалистов ресурсного класса;
  3. решение вопросов финансирования ресурсного класса.

Как устроены ресурсные классы

Для работы ресурсного класса необходимо наличие организованного и оборудованного в соответствии со всеми требованиями помещения, которое также может называться «ресурсной комнатой».

В этом помещении (ресурсном классе/комнате), как правило, выделяют ряд зон:

  1. рабочее место учителя/специалиста;
  2. место для проведения так называемого «круга», для приветствия друг друга/ прощания;
  3. столы для индивидуальных занятий;
  4. место для групповой работы;
  5. зона/комната сенсорной разгрузки для снятия напряжения после занятий.

В ресурсном классе могут обучаться и те дети, которые основную часть времени проводят на уроках в общеобразовательном классе, а в ресурсном проводят отдельные часы, и те, для кого обучение в ресурсном классе является основным.

В международный день защиты детей началась летняя лагерная смена, и наша школа распахнула свои двери для обучающихся из начальных классов. Ребята из ресурсного класса вместе со сверстниками начинают свой день с утренней зарядки, затем игры,  творческие занятия, прогулка, репетиции флешмоба. Время в школьном летнем лагере летит стремительно. Особое внимание в плотном расписании лагеря уделяется занятиям по социально- бытовому ориентированию, на которых обучающиеся с РАС учатся готовить для себя блюда на завтрак и обед.  Простые и привычные для нейротипичного школьника действия по приготовлению завтрака, для ученика с РАС являются довольно сложными. При отработке навыков по приготовлению пищи важно учитывать систематичность и соблюдение очередности определённых действий. Ребята с нетерпением  ждут конечного результата, и это является для них хорошим стимулом.

 

21.02.2022 года в МАОУ СШ №30 города Липецка, в рамках подготовки к празднованию Дня защитника отечества, ребята с РАС, вместе со своими одноклассниками работали над изготовлением открытки для пап. Занятие было очень насыщенным и интересным: ребята много взаимодействовали, помогали друг другу, отвечали на вопросы учителя и конечно же вместе играли. Урок проходил в ресурсной зоне, это так называемая обратная инклюзия. Когда нейротипичные ребята приходят в ресурсную зону к детям с РАС, для того, чтобы максимально комфортно адаптировать материал, и что бы ребятам с РАС было комфортно.

В конце занятия учитель отметила всех ребят, за их старания и за отличное поведение. Открытки получились очень красивые. Все ребята после уроков подарили их своим папам.

Уроки доброты

Что же это такое? Урок доброты - это время, которое направленно на формирование у детей толерантности, принятия того, что в мире все равны.

Принятие того, что каждый человек особенный по-своему и это хорошо. На таких уроках, специалист из ресурсной зоны старается воспитать взаимоуважение, вежливое обращение к окружающим, в особенности к одноклассникам с РАС.

Уроки доброты в нашей школе проводятся на постоянной основе, после того как ребята узнают о "разности" и "непохожести " мы начинаем разговаривать о том, как правильно дружить, как себя вести, чтобы не обидеть друга и многое другое. Всё это благотворно влияет на текущую инклюзию, так как главная цель всей работы ресурсный зоны и его специалистов - это максимальный выход ребят с РАС в регулярные классы, к своим одноклассникам.

Весь период образовательного процесса учеников с РАС в МАОУ СШ № 30 г. Липецка сопровождает опытный наставник, куратор Милованова Лариса Вячеславовна, которая является одним из первых специалистов в области инклюзивного образования в городе Воронеж, квалифицированный специалист в сфере применения методов прикладного анализа поведения. Каждый месяц проходит очное визитирование ресурсной площадки и каждую неделю проводятся скайп консультации, для решения текущих вопросов. Куратор помогает освоить новые направления практических аспектов ПАП, а также формирует профессиональные навыки, аналитические навыки и навыки концептуализации, с использованием практических случаев.

Куратор так же консультирует родителей, как очно, так и дистанционно, и находится на постоянной связи с командой РК.

Ученики из ресурсного класса МАОУ средней школы №30 г. Липецка на уроках по социально-бытовому ориентированию готовятся к зиме. Чем отличается тёплая одежда от лёгкой, как работать с застёжками, как носить зимнюю одежду-на эти вопросы ребят учат отвечать педагоги РК. А ещё для занятий по СБО в рамках проекта "Обычная жизнь для особенных детей"-социальная адаптация подростков и детей с аутизмом" организации ЛРОО"ВыРАСтите мир. Аутизм в Липецке" закуплено специальное сенсорное оборудование и техника для обеспечения специальных образовательных условий. Ведь в школе дети осваивают не только арифметику и письмо, но и навыки необходимые для самостоятельной жизни.
Общение со сверстниками происходит во время инклюзивных перемен, в них с удовольствием принимают участие ребята из регулярных классов. Такое непринуждённое общение помогает не только детям с РАС научится коммуникации, но учит нейротипичных ребят понимать детей с аутизмом.
Онлайн-консультации для родителей детей с РАС из целевой группы по развитию навыков владения методам на основе прикладного анализа поведения помогают мамам и папам в домашних условиях закреплять навыки, приобретённые в школе.

 

 

На базе Ресурсного класса МАОУ СШ № 30 проходят практику студенты ЛГПУ им. П. П. Семенова-Тян-Шанского. Так будущий специалист дефектолог провел урок по социально бытовому ориентированию на тему «Приготовление венских вафель». По составленному плану урока ребята подготовили свои рабочие места, замесили тесто, испекли вафли, заварили чай, и все вместе полакомились приготовленными шедеврами кулинарии. Мы всегда очень рады тому, что бедующие коллеги выбирают нашу площадку, для отработки важных профессиональных навыков. Наши педагоги всегда готовы делиться опытом и наработками в сфере инклюзивного образования.

Новый год- время подарков и исполнения желаний. И для ребят с РАС из МАОУ СШ №30 города Липецка — это так же, долгожданный праздник, к которому они усердно готовились. Дети готовили новогодние открытки для своих родителей и близких людей, репетировали номер «Праздничный танец» и игры, чтобы показать деду морозу и гостям. На предновогодний огонек к ребятам пришли добрые волшебники, неравнодушные жители города Грязи -Ирина и Евгений Устюжанины, они не первый год поддерживают семьи, в которых воспитываются дети с расстройством аутистического спектра. Нашим ребятам были вручены новогодние сладкие подарки от гостей, а также подарки от главного героя – Деда мороза.

31 января на базе ГАУДПО «Институт развития образования» состоялся областной семинар для учителей- дефектологов, заместителей директоров и учителей начальных классов учреждений, реализующих инклюзивную модель образования. Специалисты нашей ресурсной зоны: педагог начальных классов Черепенникова Анна Валерьевна и педагог- психолог Мальцева Татьяна Павловна, стали участниками данного мероприятия.

 Анна Валерьевна поделалась опытом по адаптации учебного материала в рамках темы «Прогромно – методическое обеспечение образовательного процесса обучающихся с ОВЗ». Эксперты и участники семинара отметили актуальность данной направленности, так как на сегодняшний день нету рекомендаций для адаптации материала для детей с ОВЗ,в частности РАС.

На площадке ресурсного класса МАОУ СШ №30 г. Липецка все педагоги адаптируют материал, под конкретного ребенка, для более качественной подачи материала, в следствии чего, соответственно, лучшего усвоения изучаемого материала.